Термин политика определяется в словаре русского языка как «деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность общественных классов, партий и других классовых организаций, общественных группировок, определяемая их интересами и целями».
Налоговая политика, являясь частью финансовой политики государства, представляет собой совокупность мероприятий государства в налоговой сфере. Наряду с политикой в области ценообразования, кредита, денежного обращения и т.д. Налоговая политика должна проводится в рамках единой согласованной финансовой политики, так как оказывает огромное влияние на экономику.
Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что бюджетно-налоговая сфера является мощным инструментом государственного воздействия на экономику. Именно поэтому ее качественное совершенствование имеет особое значение и заслуживает углубленного теоретического анализа и исследования широкого круга смежных микро- и макроэкономических проблем.
С одной стороны, налоговая политика призвана обеспечить необходимые ресурсы для государственно-бюджетной деятельности (расходы на военные, экономические и социальные программы), экономического регулирования (т.е. налоги и расходы должны использоваться как рычаги управления хозяйственной деятельностью и осуществления определенных целей экономической политики); выравнивания доходов (т.е. с ее помощью перераспределяется национальный доход благодаря прогрессивной системе налогообложения, а также систем трансфертных платежей социально незащищенным слоям населения), с другой стороны, осуществляя эти основные функции, государство в то же время вынужденно заботиться и о том, чтобы общий уровень налогов, их структура, степень прогрессивности, а также структура расходов и трансфертов не ослабляли стимулов к сбережению, предпринимательской и трудовой деятельности.
Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны, обеспечение своевременной и полной уплаты налогов и сборов, в целях обеспечения финансовых потребностей публичной власти, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. В этой деятельности государство опирается на функции, присущие налогам, и использует эти функции для проведения активной налоговой политики.
Налоговую политику осуществляют Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти, наделенные соответствующей компетенцией. Органом непосредственно ответственным за проведение единой налоговой политики на территории Российской Федерации является Министерство финансов РФ.
В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные методы осуществления налоговой политики. Кроме этого, являясь составной частью экономической политики, налоговая политика во многом зависит также от форм и методов экономической политики государства.
Налоговая политика, осуществляемая вышеуказанными органами, проводится посредством следующих методов: управления; информирования (пропаганды); воспитания; консультирования; льготирования; контролирования; принуждения.
Управление заключается в организующей и распорядительной деятельности финансовых и налоговых органов, которая нацелена на создание совершенной системы налогообложения и основывается на признании и использовании объективных закономерностей ее развития.
Информирование (пропаганда) – деятельность финансовых и налоговых органов по доведению до налогоплательщиков информации необходимой им для правильного исполнения налоговых обязанностей. В данном случае имеется в виду информация о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и сроках уплаты и т.п.
Воспитание имеет своей целью привитие налогоплательщикам осознанной необходимости добросовестного исполнения ими своих налоговых обязанностей, и предполагает осуществление просветительской работы по разъяснению необходимости налогообложения для государства и общества.
Консультирование сводится к разъяснению финансовыми и налоговыми органами лицам, ответственным за исполнение налоговых обязанностей положений законодательства о налогах и сборах, применение которых на практике вызывает у них затруднения.
Льготирование – деятельность финансовых органов по предоставлению отдельным категориям налогоплательщиков (плательщиков сборов) возможности не уплачивать налоги и сборы.
Контролирование представляет собой деятельность налоговых и иных органов с использованием специальных форм и методов по выявлению нарушений законодательства о налогах и сборах, в конечном счете, нацеленную на достижение высокого уровня налоговой дисциплины среди налогоплательщиков и налоговых агентов.
Принуждение есть деятельность налоговых органов по принудительному исполнению налоговых обязанностей посредством применения в отношении недобросовестных налогоплательщиков мер взыскания и других санкций.
Наряду с органами налогового администрирования и другими государственными органами и негосударственными организациями финансовые интересы государства отстаивают также органы внутренних дел. В отличие от налоговых администраций, контролирующих правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов и сборов, органы внутренних дел, как правоохранительный орган государства, осуществляет оперативно-розыскную деятельность, расследует и предупреждает налоговые преступления и правонарушения. В процессе этой деятельности органы внутренних дел и их должностные лица осуществляют и различные проверочные мероприятия.
Правовую основу деятельности органов внутренних дел составляет, прежде всего, Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции» (далее – Закон «О милиции»), определяющий принципы организации их деятельности, систему, структуру и полномочия.
Федеральным законом от 08.12.2003 № 161-ФЗ «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (далее - Закон № 161-ФЗ) были внесены изменения в полномочия органов внутренних дел, которыми они наделены для осуществления проверочных мероприятий.
В целом, вышеуказанные изменения направлены на гуманизацию правоотношений, возникающих между правоохранительными органами и налогоплательщиками (в том числе субъектами предпринимательской деятельности).
При этом общая положительная динамика укрепления законности в Российской Федерации, повышение юридической грамотности населения, а также некоторые пробелы в ведомственном нормотворчестве и правоприменении приводят к постоянному росту количества заявлений, жалоб и исков юридических и физических лиц к органам системы МВД России.
Поэтому, с нашей точки зрения, весьма важным является то, чтобы формирующаяся практика применения отдельных положений Закона РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» (далее - Закон о милиции), особенно в части осуществления проверочных и связанных с ними мероприятий, соответствовала правовому содержанию вышеуказанных норм, а также действующему налоговому законодательству.
Новая редакция НК РФ не закрепляет, как это было установлено ранее статьей 36 НК РФ в отношении федеральных органов налоговой полиции, что органы внутренних дел выполняют функции по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями. Не указаны также полномочия органов внутренних дел по производству дознания, проведения предварительного следствия и осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Представляется, что установление перечисленных функций и наделение соответствующими полномочиями должно регулироваться не законодательством о налогах и сборах, а уголовно-процессуальным законодательством, законодательством об оперативно-розыскной деятельности и законодательством об административных правонарушениях, соответственно.
Органы внутренних дел не наделены полномочиями по осуществлению налогового контроля. В новой редакции п.2 ст.36 НК РФ закреплено, что органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных НК РФ к полномочиям налоговых органов, обязаны в 10-дневный срок со дня выявления таких обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.
Кроме этого, органы внутренних дел даже не указаны в составе участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Единственным направлением деятельности органов внутренних дел в осуществлении налогового контроля является их участие в налоговых проверках по запросам налоговых органов. Соответствующее право закреплено в п.33 статьи 11 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» и новой редакции п.1 ст.36 НК РФ. В отличие от ранее действующей нормы, пунктом 1 ст.36 НК РФ уточнено, что органы внутренних дел участвуют в выездных налоговых проверках, проводимых вместе с налоговыми органами. Из этого уточнения следует, что органы внутренних дел не имеют права участвовать в камеральных налоговых проверках.
Еще одно интересное уточнение содержится в новой редакции п.1 ст.37 НК РФ, согласно которой причиненные налогоплательщикам органами внутренних дел убытки возмещаются в порядке, предусмотренном НК РФ и иными федеральными законами, только в том случае, если эти убытки причинены при участии органов внутренних дел в выездных налоговых проверках. Соответственно, в том случае, если убытки причинены не в связи с участием органов внутренних дел в проверках, то убытки подлежат возмещению в ином порядке, нежели в порядке, установленном НК РФ.
В НК РФ не определены случаи направления налоговым органом запроса об участии в проверке органа внутренних дел. На ведомственном уровне такие основания были определены в совместном приказе МВД РФ и МНС РФ от 22 января 2004 г. № 76/АС-3-06/37 «Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений»:
наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах и необходимости проверки указанных данных с участием специалистов-ревизоров и (или) сотрудников оперативных подразделений;
назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом внутренних дел в налоговый орган, для принятия по ним решения в соответствии с пунктом 2 статьи 36 Налогового кодекса;
необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля;
необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц при исполнении ими должностных обязанностей.
Для обеспечения участия органов внутренних дел в осуществлении налогового контроля законодатель наделил их правом доступа к налоговой тайне. Согласно п. 34 статьи 11 Закона РФ «О милиции» органы внутренних дел имеют право в соответствии с законодательством РФ получать сведения, составляющие налоговую тайну. Федеральным законом от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ также внесены соответствующие изменения в ст.102 НК РФ, положения которой устанавливают режим налоговой тайны:
любые полученные органами внутренних дел сведения о налогоплательщике (за исключением сведений, прямо указанных в п.1 ст.102 НК РФ) составляют налоговую тайну;
налоговая тайна не подлежит разглашению органами внутренних дел, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (в п.2 ст.102 НК РФ содержится разъяснение того, что относится к разглашению налоговой тайны);
поступившие в органы внутренних дел сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа. Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица в соответствии с перечнем, определяемым МВД России.
Учитывая то, что органы внутренних дел не наделены полномочиями по осуществлению налогового контроля, не вполне понятна причина, по которой законодатель ограничился простой заменой в п.8 статьи 9 федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» наименований органов, имеющих право изымать первичные учетные документы, - «налоговая полиция» на «органы внутренних дел».
Согласно новой редакции п.8 статьи 9 федерального закона «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы (следует обратить внимание, что, как и прежде, только первичные учетные документы, но не регистры бухгалтерского учета) могут быть изъяты органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и органами внутренних дел на основании их постановлений в соответствии с законодательством РФ. Перечисление органов, которые могут изымать документы, не вполне согласуется с положениями действующего законодательства, т.к. органы внутренних дел являются и органами дознания (п.1 ч.1 ст.40 УПК РФ, п.1 ст.13 федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», ст.8 и 9 Закона РФ «О милиции»), и органами предварительного следствия (п.3 ч.2 ст.151 УПК РФ, п.5 ст.10 Закона РФ «О милиции»).
Положение п.8 статьи 9 федерального закона «О бухгалтерском учете» не может подразумевать того, что правом изъятия первичных учетных документов обладают сотрудники милиции, не являющиеся дознавателями или следователями. В противном случае там были бы указаны и другие органы, имеющие право изымать первичные учетные документы в рамках осуществления налогового контроля (в частности, таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов) или в рамках производства по делам об административных правонарушениях (например, органы Госторгинспекции, которые также, как и органы внутренних дел, полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.14.5 и ч.3 ст.14.16 КоАП РФ).
Следует констатировать, что законодателем до настоящего времени не снята рассмотренная проблема, имеющая важное значение для наиболее успешной деятельности органов внутренних дел по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений.
Для вашего удобства звонки и заявки принимаются Круглосуточно! - Мы решим любые правовые вопросы!
3-07-2013, 17:40Осуществляем консультации по любым гражданским, уголовным и другим вопросам!
3-07-2013, 17:40